Уважаемые гости!

Вы зашли на сайт музыкального руководителя детского сада!

Если Вам интересна эта тема, я рада приветствовать Вас!



Есть внутренняя музыка души...
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
image

Коллегам


http://muzruk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/505983376.gif

               Документация музыкального руководителя ДОУ

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

Документацией музыкального руководителя являютcя:
- план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;
- сводные таблицы по итогам диагностики;
- график работы;
- аналитический отчет о проделанной работе за год.
План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана.
В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.
В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).
Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.
Форма записи – произвольная.
В конце каждого этапа (три месяца) музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития.  С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующие три месяца, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет.
График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.
Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.

  Музыкальный кабинет


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
«Оснащение музыкального кабинета и музыкального зала»
  
№ п/п
Перечень материалов и оборудования, которые должны быть
 в музыкальном кабинете 
Отметка о наличии
1.
Библиотека музыкального руководителя
-Программа по музыкальному воспитанию детей в ДОУ
-Методическая литература по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (картотека)
-Перечень журнальных статей по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
-Сборники нот (картотека)
-Фонотека (с перечнем аудио- и грамзаписей)
-Перечень оборудования:
  • музыкальных инструментов (для детей и взрослых)
  • музыкальных игрушек
  • музыкально-дидактических игр и пособий
  • для музыкальных игр-драматизаций
  • атрибутов и костюмов.

2.
Методические рекомендации к организации воспитательно-образовательной работы по музыкальному развитию детей в ДОУ
-содержание работы музыкального руководителя, его должностные обязанности
-документация музыкального руководителя:
  • график работы музыкального руководителя
  • планирование занятий с детьми (календарное, календарно-перспективное, план-диагностика)
  • план проведения досугов и развлечений
-методические рекомендации по планированию воспитателей в группах по музыкальному развитию детей
-наличие консультативного материала по различным видам музыкальной деятельности
  • слушание музыки;
  • музыкально-ритмические движения
  • пение
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • музыкальная игра-драматизация
-материалы из опыта работы
  • конспекты занятий
  • сценарии праздников (по тематикам)
  • сценарии развлечений
  • выступления на педсоветах
-наличие опыта работы (систематизация, эстетика оформления)
-работа по самообразованию (участие в работе проблемных семинаров, методических объединений и т.д.)


3.
В музыкальном зале и в кабинете музыкального руководителя
-музыкальные инструменты для взрослых (пианино, аккордеон, баян)


Детские музыкальные инструменты
-со звуком определенной высоты: погремушки, бубен, бубенцы и колокольчик, маракасы, трещотки


-металлофоны (диатонические и хроматические)


-цитры, цимбалы


-ксилофоны


Музыкально-дидактические пособия
-портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции;


-музыкально-дидактические игры и пособия


-неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайки, гармошки


-озвученные музыкальные игрушки (шкатулки, волчки, музыкальная книжка)


-игрушки-забавы


Аудиовизуальные пособия и оборудование
-Музыкальный центр


-магнитофон


-телевизор


-видеомагнитофон


-аудиокассеты, видеокассеты


Оборудование для музыкальных игр-драматизаций
-костюмы карнавальные


-атрибуты для игр, шапочки-маски


-ширма для кукольного театра


-декорации


-различные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы бибабо, ростовые куклы и т.д.


Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек

Выводы:








По материалам С.И. Мерзляковой, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО 






Аттестационная карта музыкального кабинета дошкольного
образовательного учреждения
 I. Материально-техническая база кабинета.
1.Оборудование кабинета:
            1.1. Рабочее место музыкального руководителя:
            -     стол рабочий;
 -     стол компьютерный;
 -     место для работы с детьми (наличие музыкального зала, детских стульев)
1.2.Шкафы, стеллажи для хранения документации, папок, литературы.
1.3.Стенды
1.4. Доска переносная:
                                     разлинованная;
                                     магнитная;
                                     фланелеграф.
1.5. Мольберт
1.6. ТСО:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- проигрыватель;
- музыкальный центр;
-  компьютер (по возможности)
- и д.р.
1.7.Фонотека (по группам)
  2. Содержание кабинета:
2.1.  Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- решения правительства РФ по вопросам образования;
- федеральные, региональные программы, концепции по изобразительной деятельности;    
- методические письма федерального, регионального, субрегионального уровней по вопросам образования (по данному направлению);
- образовательные стандарты по музыкальному развитию дошкольников;
- «Вестник образования» (картотека по данному направлению).
2.2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность музыкального руководителя:
- должностная инструкция педагога;
- тематический план работы музыкального руководителя (на год, месяц);
2.3. Программно-методическое обеспечение ОУ:
- учебные программы по музыкальному воспитанию, утвержденные Министерством образования РФ;
- программы регионального уровня;
- УМК, по которым работает музыкальный руководитель учреждения:
а) методические рекомендации для музыкального руководителя,
б) рабочие тетради для детей.
- программы кружков, по которым работает музыкальный руководитель, утвержденные методическим советом учреждения.
    2.4. Информационно-методическое обеспечение ОУ:
        2.4.1. Банк педагогической информации:
     а) банк образовательных программ.
     в) банк современных образовательных технологий.
     г) банк современных методик.
     д) информационно-педагогический модуль по опыту работы  педагогов детских садов по теме:  «Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности»
российского уровня;
областного уровня;
городского уровня;
    2.4.2. Литература:
- справочная литература (по направлению):
                         энциклопедия;
                         словари;
                         справочники;
- научно-популярная литература;
- методическая литература для педагогов;
- новинки методической литературы;
- подписные издания (по возможности);
- подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников».
- нотные сборники;
- детская художественная литература;
     2.4.3. Учебно-наглядные пособия.
- Образцы дидактических пособий (соответствующие дидактическим требованиям, психолого-педагогическая целесообразность, полифункциональный характер).
- Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию дошкольников;
-          игрушки (по темам);
-          настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
-          атрибуты для игр-плясок (согласно программному репертуару);
-          кукольный театр.
-          репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
-          портреты композиторов;
-          альбомы по творчеству композиторов;
-          Музыкальные инструменты для педагога (по выбору):
- фортепьяно;
-  аккордеон;
- скрипка;
- гитара;
- домра;
- духовые.
- Музыкальные инструменты для детей:
- инструменты с звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки);
- инструменты, издающие один звук (свирели, дудки);
- русские народные инструменты (ложки, гармошки, коробочки, трещотки);
- инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (фаэми, ксилофон, струнные);
- инструменты с зафиксированной мелодией;
- инструменты по программе «Элементарное музыцирование» (авт. К. Орф)
  2.4.4. Положения и инструкции:
- о городских смотрах-конкурсах:
                      кабинетов на звание «Образцовый»
-          инструкция по технике безопасности;
2.4.5. Разработки:
- занятий;
- развлечений;
- мероприятий, проводимых с родителями.
  2.4.6. Аудиовизуальные средства обучения:
                          - набор видеокассет;
                          - набор аудиокассет и дисков;
                          - набор диапозитивов;
                          - набор компьютерных обучающих программ, дискет

3. Аналитико-прогностическая деятельность
     3.1 Документы по диагностике учебно-воспитательного процесса:
-          программа наблюдения за выработкой умений и навыков воспитанников (по разделу);
-          программа наблюдения за развитием творческих способностей воспитанников;
-    сводные информационные таблицы по диагностике;
-    аналитические справки по итогам диагностики;
-   рекомендации музыкального руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в ДОУ (на основе проведенной диагностики)
3.2 Пакет диагностических методик:
- анкеты;
- тесты;
- перфокарты;
- и др.
3.3 Отчеты:
- по выполнению программы;
- и др. (на усмотрение учреждения).    
4.Стенды, стеллажи, отражающие деятельность музыкального руководителя в ДОУ:
-          нормы оценок уровня музыкальных  умений и навыков детей;
-          опыт работы педагогов учреждения;
-          рекомендации (памятки):
           педагогам:
- требования к содержанию самостоятельной музыкальной детской деятельности;
родителям:
-          требования к музыкальным произведениям для детского слушания;
-          требования к оформлению домашнего уголка «Домисоль-ка».
II. Систематизация материала.
     3.1. Паспорт кабинета:
            - перечень оборудования и документация кабинета;
            - перспективы развития кабинета.
     3.2. Расположение материала кабинета в соответствии с паспортными
            данными (нумерация шкафов, стеллажей).
     3.3. Режим работы кабинета.
 III. Соответствие кабинета СанПиНам.
(Соответствие кабинета санитарно-гигиеническим  нормам, ТБ и ПБ.
Наличие аптечки).
 IV. Эстетика в оформлении кабинета.
(Все материалы должны быть представлены на печатной основе, с соблюдением ГОСТ по оформлению)
    V. Творчество музыкального руководителя в оформлении кабинета

Музыкальные презентации
ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ на тему "Музыка" можно скачать бесплатно на сайте 


Методики музыкального воспитания
Методика Н.А.Ветлугиной.
 В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим методику музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.
 Целью методики является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
      В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
 Главная задача - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.
          Репертуар по слушанию музыки  у Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.
          В разделе пение на музыкальных  занятиях  акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина  считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
          Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением  движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.
            Для исполнения  оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
Методика под ред. О.П. Радыновой.
       Эта методика музыкального воспитания дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих методиках совпадают.
 «Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
 Авторы методики считают  и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
 Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.
 Авторы вводят в занятия с детьми такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.
 Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
 Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.
 Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

  Взаимодействие с педагогами
                                              Воспитатель и музыка
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕС­СЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Насколько активно воспитатели дет­ского сада участвуют в музыкальном вос­питании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкаль­ном занятии — с целью поддержания дис­циплины. А некоторые не считают нуж­ным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность му­зыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процес­са музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспиты­вая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо пони­мать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, мето­дическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1 Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2 Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3 Оказывать помощь музыкальному ру­ководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выпол­нения движений.
4 Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсут­ствия музыкального руководителя.
5 Разучивать движения с отстающими детьми.
6 Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с по­мощью технических средств.
7 Развивать музыкальные умения и на­выки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8 Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инстру­ментах (металлофоне, тембровых коло­кольчиках, деревянных ложках и др.).
9 Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10 Учитывать индивидуальные возмож­ности и способности каждого ребенка.
11 Развивать самостоятельность, иници­ативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной худо­жественной деятельности.
12 Создавать проблемные ситуации, ак­тивизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13 Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14 Использовать имеющиеся у детей му­зыкальные умения и навыки на заня­тиях по другим видам деятельности.
15 Включать музыкальное сопровожде­ние в организацию занятий и режимных моментов.
16 Принимать непосредственное уча­стие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выяв­лению музыкальных умений и навы­ков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17 Принимать активное участие в подго­товке и проведении праздников, раз­влечений, музыкальных досугов, ку­кольных спектаклей.
18 Готовить тематические подборки поэ­тического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19 Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­
го зала для праздников и развлечений.

20 Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На музыкальном занятии
Роль воспитателя, чередование его ак­тивного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1 Личным примером воспитывает у де­тей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2 Следит за дисциплиной;
3 Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методиче­ского материала.
Распевание, пение:
1 Не участвует во время быстрых опро­сных упражнений;
2 В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3 Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4 Поддерживает пением при исполне­нии знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5 При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6 Не поет с детьми при самостоятель­ном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально-ритмические движе­ния и игры:

1 Участвует в показе всех видов дви­жений, давая соответствующие рекомендации детям;
2 Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);

3 Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети испол­няют самостоятельно;
4 Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;

5 Разъясняет и контролирует выполне­ние условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6 Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7 Наблюдает за дисциплиной на протя­жении всего музыкального занятия


Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества
           
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ
Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.
2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.
3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.
4. Организация педагогических совещаний
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.
Воспитатель детского сада
Музыкальный руководитель
Диагностические задачи

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса
детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие
дошкольника
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса
детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском
саду педагогических условий
на музыкальное воспитание
и развитие дошкольника
Задачи педагогического проектирования образовательного процесса
6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности
музыкального руководителя.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден
6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей
и интересов.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга,
совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка
10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка
Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:
- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:
- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя
Формы сотрудничества и сотворчества
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности
Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ
Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии
Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника
Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду
Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов
Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции (прил. 5)
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности
Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности
Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ
Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка
Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников

     

                     Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.
         Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –
это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
         Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
         Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
         Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
          На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
         Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
         Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный  материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.
 Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
         На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
 Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
Виды музыкальной деятельности:
1.     Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  ( темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
2.     Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
3.     Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим  показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2.     Слушание музыки
3.     Пение и песенное творчество -
4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
5.     Танец
6.     Игра
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.     Воспитатель сидит с безучастным видом
2.     Воспитатель перебивает исполнение
3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:
1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2.     При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
7.     Знает  приемы кукловождения
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1.     Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
è        Знакомство с задачами предстоящих занятий
è        Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
è        Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
è        Продумывание внесения музыки в быт
è        Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
2.     Групповые консультации:
è        Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
è        Составление сцен праздника
è        Обдумывание сюрпризных моментов
è        Обсуждение различных вопросов
è        Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
è        Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
è        Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
è        Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
è          Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
è          Обучение приемам кукловождения
                            Роль ведущего на празднике
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое  руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой  программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать  программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.
 Перед утренником ведущий должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям,  должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели  как наши малыши пляшут с платочками?»)
На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
         Необходимо ведущему  научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен  сценарием другой вариант) т.е.  встать друг за другом или парами  и выйти под музыку, а не бежать к родителям
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он  поет и  танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости  поправляет костюмы).
          Большое удовольствие доставляет  детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи  так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)
         Костюмы  для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки  на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
        
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться  закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить , что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
         Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении  помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или  чтении  стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
         Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника  воспитатели предлагают родителям записать  свои впечатления в «Книге отзывов»
         Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника  и  допущенные  ошибки.

                 

Оборудование процесса музыкального воспитания
музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга. Одни из этих форм организуются регулярно, например музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, другие — эпизодически. Организует и направляет всю работу по музыкальному воспитанию педагогический коллектив — заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.
Однако организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
Оборудование зала
В детском саду  музыкальные занятия  проводятся зала в зале или групповой комнате.
Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво (без излишеств) убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые
светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей  и  т. д.  Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.
Для пианино следует выбрать такое место,  чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.
Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий,  то здесь находится  и  спортивный  инвентарь:  мячи,  гимнастические палки,  обручи  и т. д.  Это оборудование  можно  использовать и  во  время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая  литература   хранятся   в   секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.
Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка.  Пол  в  зале лучше всего застелить ковром или паласом чтобы во время движений дети не поскользнулись.
На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви.
Оборудованиеместа для самостоятельной музыкальной деятельности детей
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно
успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.
Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и небольшой набор грампластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».
Пособия и музыкально-дидактические игры
Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.
В педагогической практике можно широко использовать такое дидактическое пособие, как, например, «Музыкальное лото», предназначенное для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. Лото состоит из набора органчиков, одинаковых по форме и цвету, деревянных пластинок-карточек и разноцветных фишек. На органчиках исполняются популярные детские песни. Дети угадывают их, называют и закрывают цветной фишкой картинку (на карточке), которая соответствует музыкальному образу. Если звучала мелодия песенки про зайчика, то ребята закрывают картинку с его изображением. Карточки раздаются перед игрой. Выигрывает ребенок, правильно закрывший фишками все картинки на своей карточке.
Фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки, инструменты, которые могут использоваться в качестве дидактических пособий.
Чтобы организовать музыкально-дидактическую игру на различение тембра, например «Угадай, какой инструмент звучит», воспитатель подбирает несколько инструментов, контрастных по звучанию (барабан, металлофон, колокольчик, триола). Играя на одном из них, он предлагает поочередно каждому участнику определить на слух, на каком инструменте он играет.
Из нотных изданий можно использовать «Музыкальный букварь». Он содержит много интересных песенок-упражнений, с помощью которых в игровой форме усваиваются первоначальные сведения нотной грамоты. Яркие иллюстрации привлекают внимание детей и помогают выполнить задание. В приложении книга имеет нотное лото, нотоносец, ноты-кружочки, с помощью которых можно сделать множество различных пособий для занятий и игр. Например, карточки нотного лото (узкие и широкие) вырезаются и наклеиваются на бархатную бумагу, после чего дети могут выкладывать из них на фланелеграфе заданный ритмический рисунок.
На   основе   «Музыкального  букваря»   можно  сделать  дидактическое пособие, которое хорошо использовать на музыкальных занятиях.  Для  этого   иллюстрации  книги   надо  увеличить  примерно в 2-3  раза   (сделать  снимки   или   рисунки   большего  формата Некоторые  игрушки-самоделки  для детских  игр   (рояль,   телевизор,   электропроигрыватель   и   др.)   могут   сделать   воспитатели и родители. Успех изготовления таких пособий зависит от умений творчества, изобретательности. Материал  может быть самым различным: коробки, катушки из-под ниток, чурбачки и т   п.
Особенно привлекают ребят игрушки-самоделки, имитирующие настоящие музыкальные инструменты, например пианино с «немой» (незвучащей) клавиатурой.
Пособия-самоделки — музыкальную «лесенку» и фланелеграф — можно с успехом использовать на занятиях и в часы самостоятельной деятельности.
«Лесенку» изготавливают из дощечек в виде подставки, на которой крепятся металлические пластинки (снятые с металлофона), соответствующие ступеням натурального мажорного звукоряда. На отдельной палочке укрепляется кукла-матрешка, которая будет «ходить» по ступенькам лесенки. Такое пособие знакомит детей с понятиями «высота», «длительность звука», «направление движения мелодии» и одновременно является музыкальным инструментом, на котором можно исполнить несложные песенки.
Фланелеграф представляет собой доску (100 X 70 см), обтянутую с одной стороны фланелью и укрепленную на деревянной подставке. Сверху на фланель наклеиваются узкие полоски бархатной бумаги, изображающие нотный стан, на котором выкладываются ноты-кружочки и карточки нотного лото.
В последние годы проведены исследования, доказывающие необходимость и возможность использования наглядных пособий, позволяющих приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. С этой целью разработаны дидактические пособия, которые помогают педагогу познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Например, для развития у детей умений определять разный характер музыки в двух-трехчастном музыкальном произведении можно сделать такое пособие. Небольшая деревянная дощечка (в виде прямоугольника) делится двумя вертикальными линиями на три квадрата На одном из них дается изображение улыбающегося солнышка, на другом - солнышка, чуть прикрытого тучкой (засыпающего), на третьем нарисована тучка. Такие же квадраты раздаются детям. Все эти рисунки как бы условно соответствуют разному характеру музыки - бодрому, жизнерадостному; спокойному колыбельному; грустному. Слушая музыку того или иного характера, дети закрывают квадратом соответствующее изображение на дощечке.
По этому же принципу можно сделать пособия для определения жанра музыки. На деревянной дощечке изображаются буденовка, красная шапочка, шапочка клоуна. Слушая произведения этих жанров (например, произведения Д. Кабалевского «Кавалерийская» «Вальс», «Клоуны»), дети цветными фишками закрывают соответствующие изображения на дощечке в той последовательности, в какой исполнялись произведения.
Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра, например танцевального или маршевого. В этом случае на дощечке должны быть другие изображения. Так, для определения танцевальных жанров можно использовать рисунки: а) пляшущей девочки в русском сарафане (плясовая); б) девочки и мальчика, исполняющих веселую польку; в) девочки, танцующей вальс.
Для определения разных маршей (например, при исполнении трех маршей Д. Кабалевского — «Пионеры», «Солдаты-физкультурники», «Деревянные солдатики») на дощечке дается изображение бодро шагающих пионеров, марширующих солдат и деревянных солдатиков.
Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения частей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами одинакового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.
На музыкальных занятиях дети получают первоначальное представление о некоторых средствах музыкальной выразительности, основных свойствах музыкального звука. Так, для того чтобы дети могли почувствовать темп в музыке, познакомиться с его изменениями, хорошо использовать пособия типа «Карусель», «Поезд». Пособие «Карусель» — это небольшая игрушка (из дерева или пластмассы), у которой свободно вращается верхняя часть. Детям предлагают одновременно со звучанием музыки вращать рукой карусель в соответствии с изменяющимся темпом музыки (медленно, затем постепенно ускоряя до быстрого темпа и снова замедляя к концу пьесы).
Пособие «Поезд» состоит из прямоугольного поля с изображением железнодорожного полотна и небольшого паровозика с вагончиками. Педагог ставит на рельсы поезд и предлагает детям отправиться в путешествие под музыку, которую сначала предлагает просто послушать. Во время повторного прослушивания кто-либо из детей передвигает поезд в соответствии с тем, как звучит музыка — быстро, медленно, ускоряя или замедляя движение.
Пособие «Громко — тихо» дает представление о динамических изменениях в музыке. Представление о разной силе звучания музыки связывается у детей с разной силой звучания музыкального инструмента (громкое звучание, не очень громкое и тихое). Дается изображение   большого,   среднего   и   маленького   аккордеона   или какого-либо другого   музыкального   инструмента.   Дети   выкладывают ту  карточку,  которая  соответствует  данной  силе  звучания инструмента, большому, среднему или маленькому аккордеону.
Для формирования представлений о ритме можно использовать пособие «Сложи ритм», которое состоит из набора брусочков, разных по величине и цвету (10 одинаковых по цвету и 20 другого цвета по величине в два раза меньше). После повторного исполнения знакомой попевки («Скок, скок, поскок», «Сорока-сорока», русские народные мелодии и др.) дети отстукивают ритм кубиками, а затем выкладывают брусочки в соответствии с ритмом каждой . музыкальной фразы: большими обозначают долгие звуки, а маленькими — короткие.
Для закрепления у детей представления о тембре звучания различных музыкальных инструментов используется пособие «Музыкальный домик» (плоскостное изображение домика с крышей и шестью окошками, восемь карточек по размеру окошек с изображением разных музыкальных инструментов: бубна, барабана, треугольника, металлофона, цитры, триолы, тарелок, погремушки). Детям показывают сказочный домик, в котором живут музыканты, играющие на инструментах, предлагают послушать и определить, на каком инструменте играет музыкант, живущий в первой комнате, во второй, третьей и т. д. В это время педагог (так, чтобы дети не видели) исполняет знакомую детям попевку на том или ином инструменте. Ребенок выбирает карточку с изображением этого инструмента и закрывает ею одно из окошек домика. И так до тех пор, пока все окошки не будут закрыты.
Более наглядное представление о регистрах в музыке дает дидактическое пособие «Кто поет?». Три деревянные фигурки вставляются в небольшие углубления, сделанные в подставках. Воспитатель показывает детям фигурки и объясняет: «Это семья — папа, мама и их маленький сынок. Они все любят петь. У папы голос низкий, у мамы — средний, а у сынишки — высокий». Дети слушают три музыкальных отрывка или три небольшие пьесы, звучащие в низком, среднем и высоком регистрах (последовательность исполнения пьес может меняться).
Прослушав звучание того или иного отрывка, ребенок выбирает нужную фигурку и вставляет ее в углубление на подставке.
Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах музыкального языка. Однако есть и различие. Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Дети с удовольствием в них играют и на музыкальных занятиях, и в своей самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические игры можно подразделить на игры с использованием образных  игрушек,  подвижные и  настольно-печатные.   Так, например, с детьми младшего дошкольного возраста проводится   игра   «Догадайся,   кто   поет»,   в   которой   воспитатель использует различные игрушки, изображающие птиц, животных и передающие  их  голоса.   Если  таких  озвученных  игрушек  нет,  то воспитатель сам озвучивает их, используя звукоподражание с голоса.   При  этом  он  прячет  игрушки  за   небольшой   (настольной) ширмой, предлагая детям  узнать,  кто поет.  Узнав  животное, ребенок  называет  его  и  повторяет  за   взрослым   звукоподражание («гав-гав»,  «му-му»,  «мяу-мяу»  и т.  д.).   Затем  педагог достает из-за ширмы игрушку,  которая звучала,  и  показывает ее детям В практике широко применяются и подвижные музыкально-дидактические игры. Они помогают сформировать у детей представление о свойствах музыкального звука.  Например, игра «Ну-ка, угадай-ка» — для детей среднего дошкольного  возраста — направлена на развитие представления о высоте звуков, игра «Догадайся, кто поет» — для детей старшего дошкольного возраста — на развитие представления о тембре, игра «Музыкальные молоточки» — для детей средней группы — учит различать длительность звуков. Эти и другие игры такого типа включены в серию сборников «Музыка в детском саду», предназначенных для каждой возрастной группы и являющихся пособием к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Среди музыкально-дидактических игр наиболее многочисленную группу составляют настольно-печатные. Они получили наибольшее распространение в практике. Поскольку наша промышленность в настоящее время не производит в достаточном количестве и ассортименте подобные игры, в каждом дошкольном учреждении музыкально-дидактические игры делаются руками воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.
Приведем в качестве примера несколько таких игр. Упражняя детей  младшей  группы  в  различении  звуков   по  высоте,   педагог выкладывает на столе карточки с изображением животных, например   кошки   и   котят   (отдельно),   большой   собаки   и   маленькой собачки,   большой  птицы   и   птенчиков.   Затем,   подражая   голосу какого-либо   животного,   педагог   передает   голосом,  высокий   или низкий звук. Дети по высоте звука определяют, кто мяукал, кошка или  котенок,  кто лаял,   большая  собака   или  маленькая  собачка, и т. д. После этого они находят на столе и отбирают соответствующую карточку.
В старшем дошкольном возрасте можно предложить поиграть в музыкально-дидактическую игру «Узнай песенку». Эта игра развивает музыкальную память, побуждает детей к различению и запоминанию ритмического рисунка несложных попевок. Игра проводится следующим образом. Выбирается ведущий (воспитатель или ребенок). Ему дают набор карточек с изображением ритмического рисунка хорошо знакомых детям попевок (например, из «Музыкального букваря»). В игре могут участвовать несколько детей.
Ведущий берет одну карточку из набора и показывает ее играющим. Тот из детей, кто узнает попенку, должен ее назвать и спеть. За правильный ответ вручается фишка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все карточки из набора. А выигрывает тот, кто получил больше фишек.
Технические средства обучения (ТСО)
Средства   массовой   информации – радио,  телевидение,   кино - оказывают  большое  эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей.
Во многих учебных заведениях  нашей страны и за  рубежом использование  ТСО  стало  неотъемлемой  частью  учебно-воспитательного  процесса   как   наиболее  эффективных  методов  преподавания.
Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы народного образования. Поэтому использование ТСО в детском саду приобретает все большее значение.
Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств, как радио и телевидение, поможет педагогам в их работе.
Что же такое ТСО, применяемые в дошкольной педагогике? Это аудиовизуальные, т. е. слухо-зрительные средства: экранные, звуковые, экранно-звуковые.
К экранным средствам относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.
Грамзапись доступна педагогам и может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора, оркестра.
Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает комплекты пластинок «Музыка для слушания в детском саду», которые включают произведения для слушания, подпевания, музыку для движений, народные мелодии. Большинство этих произведений — из репертуара «Программы воспитания и обучения в детском саду» Помимо этого, фирма «Мелодия» выпускает пластинки с записью сказок, инсценировок, детских опер (например, «Мойдодыр» Ю. Левитина, «Песенка в лесу» Р. Бойко, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Непослушное тесто» М. Черняка и др.).
Грамзаписи можно использовать в ходе музыкальных занятии, а также для организации праздников, развлечении, в самостоятельной детской деятельности и т. д.
Магнитофонная запись, позволяющая записать материал и сразу его прослушать, значительно обогащает педагогический про-
Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, составить музыкально-литературную композицию для  развлечений, детских праздников, кукольных спектаклей, в удобный организовать прослушивание. Магнитофон дает также возможность Фиксировать удачное или менее удачное исполнение детьми песен импровизаций, и, прослушивая их с ребятами, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки В случае отсутствия музыкального инструмента магнитофон и грамзапись могут его заменить для проведения занятий.
Радио и телевидение обогащают детские впечатления, воспитывают нравственно и эстетически, учат любить и понимать музыку. Однако необходимо помнить об обязательном соблюдении гигиенических условий при организации прослушивания радиопередач или просмотре телепередач. Звук и изображение должны быть качественными. Маленьких зрителей и слушателей рассаживают так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необходимо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребенка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. Педагог изредка, по ходу передачи дает необходимые пояснения.
Всесоюзное радио и Центральное телевидение постоянно проводят циклы передач для дошкольного возраста: «Радио — малышам», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши» и др. В этих передачах много музыки и песен, которые ребята запоминают, с удовольствием слушают и сами поют.
Нередко участниками радиопередач становятся воспитанники детских садов. Они исполняют песни, читают стихи, инсценируют рассказы, сказки. Эти выступления всегда вызывают у слушающих передачу большой интерес.
Слушая передачи, дети становятся как бы соучастниками происходящих событий. Они переживают за своих героев: Буратино, Винни-Пуха, Чебурашку и др., радуются вместе с ними.
Диапозитивы и диафильмы относятся к статическим наглядным средствам обучения и проецируются на экран с помощью аппаратов. Диапозитив имеет свои преимущества: дает возможность получить световую картину большого размера. Диафильмы, или диапозитивный фильм, — это диапозитивы, напечатанные на кинопленке. Здесь, в отличие от диапозитива, изображение и текст связаны между собой. В детском саду широко используются немые и озвученные диафильмы.
Диапозитивы и диафильмы углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений. Показ их хорошо сочетать с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает впечатление от того, что дети видят на экране, помогает восприятию содержания.
В настоящее время в продаже имеются и озвученные диафильмы
в комплекте с грампластинкой, что также может оказать помощь в повседневной работе воспитателя с детьми.
Все перечисленные технические средства обладают определенными достоинствами, но лишь комплексное их использование сможет помочь в деле успешного обучения и воспитания дошкольников.
Музыкально-дидактические игры, пособия, игрушки-самоделки разнообразны по своей конструкции и назначению. Их использование на музыкальных занятиях и в часы самостоятельной деятельности активизирует детей и позволяет в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 2